Цели: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию патриотического чувства любви к своей малой Родине, к своему городу.
Оборудование: компьютер, проектор, рисунки.
Подготовка: заранее назначены докладчики, подготовлены презентации
« Мой город», даны вопросы викторины .
План проведения:
1. Вопросы викторины:
План проведения:
1. Викторина
2. Исторические сведения ( небольшие доклады)
3. Просмотр презентаций и видеоролика
4. Мини – сочинение « Я люблю свой город»
1. Вопросы викторины:
а) В каком году образовался Княжпогостский район и как назывался районный центр?
( В 1939 году, поселок Железнодорожный)
б) Когда этому поселку был присвоен статус города?
( В 1971 году)
в) Сколько человек насчитывал первый выпуск первой в истории района средней школы?
( 9 человек, в 1940 году)
г) С историей строительства какого объекта связана история развития нашего района?
(Северная железная дорога)
д) В каком году началось строительство завода ДВП?
(в 1971году)
е) Назовите улицы города, названные в честь наших знаменитых земляков.
ж) Назовите поэта – песенника, уроженца села Турья
( Федор Щербаков)
з)Известный ученый с мировым именем, также уроженец этого села, большую часть жизни провел в Америке, основал социологический факультет в Гарвардском университете.
( Питирим Сорокин)
и) Назовите фамилию видного ученого, доктора геолого – минералогических наук, в честь которого в городе установлена мемориальная стелла
(Василий Михайлович Сенюков)
(Василий Михайлович Сенюков)
2. Выступления докладчиков:
Коми народ обладает богатой культурой, имеющей свои, только ему присущие специфические черты. Он имеет богатую событиями многовековую историю своего возникновения, расселения, формирования этнической территории.
Коми народ обладает богатой культурой, имеющей свои, только ему присущие специфические черты. Он имеет богатую событиями многовековую историю своего возникновения, расселения, формирования этнической территории.
1. Что входило в состав Вымской земли?
Первое, дошедшее до нашего времени, описание Вымской земли относится к 1608 году и находится в Дозорной книге Яренского уезда. В состав ее входило 15 погостов с 52 деревнями и 2 починками (починок - в отличие от деревни возникал на более значительном удалении от основного населенного пункта).
Дозорная книга называет следующие селения: Княжий погост, Турь, Кыркещ, Весляна, Отла, Кони, Онежье, Ляли, Шошка, Раковица, Кошки, Серегово и «починок на усть Колтовы реки» (современная деревня Половники).
Территория современного Княжпогостского района в 15-16 вв. являлась частью Перми Вычегодской. В конце 16- начале 17 вв. в этих же границах был образован Яренский уезд, в составе которого вымские селения находились до образования автономной области Коми в 1921г. Сам же Яренский уезд с 1719г. входил в состав Архангельской, а с 1780г. - в состав Вологодской губернии. Населенные пункты были объединены в три волости: Турьинскую, Княжпогостскую и Ляльскую (позднее - Сереговскую), до середины 17 в. включавшиеся в "Вымскую Землю".
Долина р. Вымь являлась одним из центров формирования народа коми. Об этом свидетельствует тот факт, что только на Выми в настоящее время известны могильники, насчитывающие по несколько сот захоронений. Именно в районе первых вымских порогов исследован наиболее богатый из вымских могильников - Кичилькосьский. Население Вымской земли основывало свои поселения в труднопроходимых участках по берегам реки Вымь, которая служила важной водной артерией в торговле и Древнерусского государства и Волжской Булгарии не только с предками народа коми, но и с зауральскими сибирскими народами - хантами и манси. Кроме проходящих через пороги торговцев население обслуживало и военные дружины, направлявшиеся за Урал.
В начале 17 столетия на Вымской земле жили чуть больше двух тысяч человек
2. Почему район называется Княжпогостским, откуда это название?
Первое, очень краткое, упоминание о Княжпогосте содержится в Жалованной грамоте великого княза московскогоИвана 111 епископу Пермскому Филофею (1490г.). В этой грамоте перечислены все пожалованные епископу селения, озера, реки, а также пожни и прочие угодья. В их числе названа пожня в «Княжеском погосте». К сожалению, никаких сведений о самом «Княжеском погосте» и его жителях в документе не приводится. Погостом в те времена назывался населенный пункт с церковью, кладбищем и дворами церковнослужителей. Крестьяне, как правило, жили не на погосте, а в соседних деревнях. Наименование погоста - Княжеский - говорит, что он принадлежал князьям. История рассказывает, что в 15 веке после поражения Новгорода в борьбе с Московским государством Коми край вошел в состав Русского государства. Желая укрепить свою власть на Коми земле, великий князь московский Василий Васильевич послал туда своего наместника - князя Ермолая с его сыном Василием, получивших титул князей Вымских. Где была «столица», княжеская резиденция, точно пока не установлено, но вполне возможно, что князья жили в Княжпогосте - не случайно этот населенный пункт получил такое название: Княжий (т. е. Княжеский) погост.
2. Почему район называется Княжпогостским, откуда это название?
Первое, очень краткое, упоминание о Княжпогосте содержится в Жалованной грамоте великого княза московскогоИвана 111 епископу Пермскому Филофею (1490г.). В этой грамоте перечислены все пожалованные епископу селения, озера, реки, а также пожни и прочие угодья. В их числе названа пожня в «Княжеском погосте». К сожалению, никаких сведений о самом «Княжеском погосте» и его жителях в документе не приводится. Погостом в те времена назывался населенный пункт с церковью, кладбищем и дворами церковнослужителей. Крестьяне, как правило, жили не на погосте, а в соседних деревнях. Наименование погоста - Княжеский - говорит, что он принадлежал князьям. История рассказывает, что в 15 веке после поражения Новгорода в борьбе с Московским государством Коми край вошел в состав Русского государства. Желая укрепить свою власть на Коми земле, великий князь московский Василий Васильевич послал туда своего наместника - князя Ермолая с его сыном Василием, получивших титул князей Вымских. Где была «столица», княжеская резиденция, точно пока не установлено, но вполне возможно, что князья жили в Княжпогосте - не случайно этот населенный пункт получил такое название: Княжий (т. е. Княжеский) погост.
Вымские князья верно служили великому князю. Они со своими дружинниками - вымичами участвовали в походах на вятчан и в Зауралье. Стремясь обезопасить себя от всевозможного нападения с севера, Василий Вымский в 1480г. «почал... город на Выме на Турею строити». Неизвестно, однако, было ли закончено строительство этого городка (он должен был прикрывать крайний северо - восточный рубеж Русского государства от возможных набегов «немирной самояди», т.е. ненцев). Местным жителям не нравилась эта идея, они опасались, что создание сильного опорного пункта княжеской власти на Выми приведет к усилению феодального гнета. «Вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого, и посекли Насилья князя насмерть».
Интересно, что в районе Туръи, в 4-х километрах ниже села Кони, есть ручей с названием «ВасьОс виян шор» - ручей, где убили князя Василия в 1480г. Этому событию более 500 лет, а ручей существует и хранит свое название.
После окончательного присоединения Коми земли к Русскому государству были ликвидированы на Выми и князья - наместники (1502г.), установлена воеводская форма административного управления.
Местное население никогда не употребляло название села Княжпогост, название Княжпогост имеется только в письменных документах и окончательно утвердилось с началом строительства автомобильной дороги на Ухту и железной дороги.
Село Княжпогост по - коми называется "Виз"-быстрина на реке. Оно состоит из трех населенных пунктов, каждый из которых имеет свое название. Центр села называется ЙÖрÖс, верхний конец села - Вейпом, ниже - Удор.
3. Каковы основные занятия вымского населения в 15-19 веках?
В "Вологодских губернских ведомостях" 1853 г. Дается _такое описание: "Во весь год едва ли проживут княжпогостцы у себя дома два месяца; в июне же рыболовство, в июле - на сенокосах, в августе - жатва, настала осень - отправляются птицеловничать, а зимою ОХОТЯТСЯ на белок и оленей. (...).
В "Вологодских губернских ведомостях" 1853 г. Дается _такое описание: "Во весь год едва ли проживут княжпогостцы у себя дома два месяца; в июне же рыболовство, в июле - на сенокосах, в августе - жатва, настала осень - отправляются птицеловничать, а зимою ОХОТЯТСЯ на белок и оленей. (...).
Поля, засеваемые рожью, ячменем, пшеницею и овсом дают довольно хороший урожай... река Вымь изобильно снабжает их семгою, лохом, харьюзами, сигами и щукой; леса доставляют им множество разного рода дичи и зверей.
Здесь попадаются наши ценные звери: россомахи, горностаи, лисицы, выдры и куницы, хотя и не в таком множестве, как белки, лоси, олени и медведи".
Кроме охоты, рыболовства, земледелия были развиты ремесла: кузнечное, портновское, шерстобитное, плотничье, гончарное, красильное; крестьяне занимались лесозаготовками, обработкой дерева, кости и д.р.
Немалые заработки давала работа по найму. В нашем районе - это обслуживание Сереговской солеваренной мануфактуры: заготавливали и вывозили 'фона, занимались транспортировкой соли в Вологду. Немало "работного люда" нанимались в бурлаки на суда торговцев как Коми края, так и иногородних, проходивших вымским путем. Большое число крестьян нанималось в гребцы и проводники при исполнении Повинности по перевозке пассажиров и государственных грузов. К примеру, в 1679 г. за перевоз пассажиров от Турьи до Соли Вычегодской кормщик получал вместе с арендой лодки от 80 коп. до 1 руб. 30 коп., гребец - 50-60 коп. (для сравнения: рабочая лошадь и дойная корона в среднем стоили от 1 руб. 50 коп. до 2 руб. 50 коп., четверть муки ржаной - около 100 кг. 60-80 коп.).
Итак, крестьяне получали средства к существованию от разных занятий: это и сельское хозяйство, и охота, и рыболовство, и ремесла, и торговля, и работа по найму и др.
Город получил свое название от реки Емва (Вымь). Река Вымь местными жителями в старые времена называлась Емвой ("ем" по - коми иголка, "ва" вода), название реки произошло от того, что вода в реке очень чистая, если уронить в реку иголку, то ее видно на дне. Кроме того, в названии реки "Емва" есть и хантыйское происхождение, означающее в переводе с ханты "священное". Порожистые реки, такие как река Емва, считались грозными, а грозное обожествлялось. Местное население даже в начале 20 века считало, что вода в реке святая.
Современное название реки Вымь произошло от слова "вом" (по - коми "вом" имеет два значения - это "рот" или "устье реки", в переводе образуется название "Устьевая река".
Город Емва расположен на левой стороне реки Вымь. Он возник в 1936г. во время строительства Северной железной дороги, первоначально именовался Железнодорожный. С 17 марта 1941г. - рабочий поселок, со 2 августа 1985г. - город Емва.